Хищение денежных средств с банковских карт граждан

В современных экономических условиях граждане при оплате товаров и услуг все чаще используют банковские карты и безналичный расчет как форму платежа. Такой способ оплаты достаточно удобен в использовании и не занимает много времени.

Вместе с тем, в течение последнего времени в Иланском районе наблюдается негативная тенденция – увеличение числа преступлений, следствием которых является хищение денежных средств со счетов граждан.

В зависимости от способа совершения и предмета хищения указанные преступления квалифицируются по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств), ст. 159 УК РФ (мошенничество), ст. 159.3 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа).

В 2020 году на территории Иланского района зарегистрировано 36 таких преступлений (в 2019 году – 31), из них 25 – кражи, 11 – мошенничества. Потерпевшими по данным делам являются предприниматели, наемные рабочие, безработные и пенсионеры, возрастом от 30 до 65 лет. Размер причиненного преступлениями ущерба составил 2 466 355,9 руб., возмещенного – 2800 руб. Из 36 совершенных преступлений раскрыто 6 или 16,6%.

В январе – первой декаде февраля 2021 года злоумышленники похитили денежные средства 6-ти жителей района на общую сумму 1032091 руб.

Следует отметить, что данные преступления часто совершаются лицами, проживающими в других регионах России с использованием сим-карт, зарегистрированных на посторонних лиц, в том числе не имеющих постоянного места жительства. Имеют место случаи совершения таких преступлений осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Данные обстоятельства существенно осложняют раскрытие преступлений и привлечение к ответственности виновных лиц.

С учетом изложенного, для предотвращения противоправных действий по снятию денежных средств с банковского счета необходимо исходить из того, что сотрудники банка никогда по телефону не запрашивают:

  • персональные сведения (серию и номер паспорта, адрес регистрации, имя и фамилию владельца карты);
  • реквизиты и срок действия карты;
  • пароли или коды из СМС- сообщений для подтверждения финансовых операций или их отмены;
  • логин, ПИН-код и CVV-код банковских карт.

Сотрудники банка также не предлагают:

  • установить программы удаленного доступа (или сторонние приложения) на мобильное устройство и разрешить подключение к ним под предлогом технической поддержки (например, удаление вирусов с устройства);
  • – перейти по ссылке из СМС-сообщения;
  • включить переадресацию на телефоне клиента для совершения в дальнейшем звонка от его имени в банк;
  • под их руководством перевести для сохранности денежные средства на «защищенный счет»;
  • зайти в онлайн-кабинет по ссылке из СМС-сообщения или электронного письма.

Банк может инициировать общение с клиентом только для консультаций по продуктам и услугам кредитно-финансового учреждения. При этом звонки совершаются с номеров, указанных на оборотной стороне карты, на сайте банка или в оригинальных банковских документах. Иные номера не имеют никакого отношения к банку.

Необходимо учитывать, что держатель карты обязан самостоятельно обеспечить конфиденциальность ее реквизитов и в этой связи избегать:

  • подключения к общедоступным сетям Wi-Fi;
  • использовать ПИН-коды и CVV-коды при заказе товаров и услуг через сеть «Интернет», а также по телефону (факсу);
  • сообщения кодов третьим лицам (в противном случае любые операции, совершенные с использованием ПИН-кода и CVV-кода считаются выполненными самим держателем карты и не могут быть опротестованы).

При оплате услуг картой в сети «Интернет» (особенно при привязке к регулярным платежам) следует всегда учитывать высокую вероятность перехода на поддельный сайт, созданный мошенниками для компрометации клиентских данных, включая платежные карточные данные. Поэтому необходимо использовать только проверенные сайты, внимательно читать тексты СМС-сообщений с кодами подтверждений, проверки реквизитов операции.

В случае смены номера мобильного телефона или его утери свяжитесь с банком для отключения и блокировки доступа к СМС-банку и заблокируйте сим-карту, обратившись к сотовому оператору.

При возникновении малейших подозрений насчет предпринимаемых попыток совершения мошеннических действий следует незамедлительно уведомлять об этом банк.

Помните, что сохранность денежных средств на банковском счете в значительной степени зависит от его владельца. Будьте бдительны.

Прокурор района
старший советник юстиции                                Д.А. Сенькин

15.02.2021

Комментирование запрещено